Статья 3225

Название статьи

Социальные стратегии трудовой мотивации персонала в различных отраслях и развитие социально-профессиональной структуры организаций 

Автор

Людмила Ивановна Найденова, доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), linajdenova@yandex.ru
Елена Александровна Данилова, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), danilovaea31@gmail.com
Шахрутдин Гаджиалиевич Сеидов, доктор педагогических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), tabaris@mail.ru

Аннотация

Актуальность и цели. В современных условиях трудовая мотивация социально-профессиональных групп персонала может влиять на выполнение функциональных обязанностей, которые сопровождают развитие социально-профессиональной структуры. Связующим звеном при этом являются социальные стратегии трудовой мотивации персонала. Цель – проанализировать типы социальных стратегий трудовой мотивации персонала и показатели развития социально-профессиональной структуры организаций в различных отраслях, чтобы определить возможности их взаимного влияния и средства регулирования. Материалы и методы. Были использованы системный подход, типологическая концепция трудовой мотивации по В. И. Герчикову, анкетный опрос, интервью. Результаты. Сопоставлены показатели социально-профессиональной структуры и результаты исследования трудовой мотивации персонала организаций, относящихся к IT-сфере, жилищно-коммунального хозяйства, обрабатывающей промышленности (производство стройматериалов), банковской сфере, системе дошкольного воспитания. Определены типы мотивации персонала данных организаций в соответствии с типологией трудовой мотивации персонала по В. И. Герчикову. Показано, что социальные стратегии определяют социальное поведение и через него влияют на развитие социально-профессиональной структуры организации. Выводы. Развитие социально-профессиональной структуры определяет социальные стратегии мотивации работников организаций через социально-трудовые отношения. Предложены рекомендации для повышения эффективности системы стимулирования и мотивации персонала организаций.

Ключевые слова

персонал предприятий и организаций, трудовая мотивация, социально-профессиональная структура, социальные стратегии мотивации персонала, типы мотивации

 

 Скачать статью в формате PDF

Для цитирования:

Найденова Л. И., Данилова Е. А., Сеидов Ш. Г. Социальные стратегии трудовой мотивации персонала в различных отраслях и развитие социально-профессиональной структуры организаций // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 2. С. 36–46. doi: 10.21685/2072-3016-2025-2-3

 

Дата создания: 07.10.2025 12:29
Дата обновления: 13.10.2025 15:43